aazz_z (aazz_z) wrote,
aazz_z
aazz_z

Category:

Рококо: "Спасибо, что не Босх!"



Википедия пишет о Рубенсе, как о ярком представителе эпохи борокко - и это верно, но нашим современникам он известен по своим полотнам в жанре ню, которые вполне можно отнести к первым экспериментам рококо, оформившемуся в отдельное направление намного позднее. Пышнотелые рубенсовские грации поражают воображение зрителя своими габаритами и невольно возникают вопросы: как можно было восхищаться телами, напоминавшими поплывшее мороженое? как случилось, что почти натуралистическая живопись борокко докатилась до такой степени  условности и художественной деградации?
Все рассуждения об эволюции моды и стиля, о стандартах красоты различных эпох, теряют свою убедительность при первом беглом взгляде на рыхлых рубенсовских красавиц. И ЭТО могло считаться красивым?
И в наше время достаточно бодипозитива,  и найдётся немало любителей пышных форм. И в наше время есть художники специализирующиеся на моделях плюс-сайз и есть спрос на живопись изображающую красоту пышных дам - но именно красоту, а не болезненную рыхлость тел.
Все вопросы снимаются, если рассматривать в качестве цели Рубенса не изображение красивого, а изображение безобразного, - а рококо, как направление, противостоящее ханжеской клерикальной  морали; направление  прославляющее мимолетные радости жизни - вплоть до радикального гедонизма.

Молодой Рубенс в своей живописи выглядит вполне сложившимся мастером:


Рубенс. Портрет мужчины 26 лет. 1597. Масло на меди, 22 × 15 см.

И для сравнения - ещё одна его картина в совершенно другой манере:


Венера и Марс.Питер Пауль Рубенс (1577-1640)

Для справки:
Рококо (фр. rococo от rocaille «скальный») — оригинальное французское изобретение, выпадающие из основной линии эволюции больших постренессансных архитектурных стилей: классицизм — барокко — неоклассицизм.
В живописи:
Идейная основа стиля — вечная молодость и красота, галантное и меланхолическое изящество, бегство от реальности, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях. Что интересно, молодость тут выражалась при помощи румянца на лице нарисованного персонажа. Эта особенность рококо очень старательно избегалась в барокко. Это происходило из-за большого влияния церкви на все искусство, созданное во время расцветания барокко.
Это относится и к живописи, и к другим видам искусства. Это портретная живопись Антропова и Рокотова. На смену репрезентативности приходит камерность, изысканная декоративность, прихотливая игра форм.
Вместо контрастов и ярких красок в живописи появилась иная гамма цветов, легкие пастельные тона, розовые, голубоватые, сиреневые. В тематике преобладают пасторали, буколика, то есть пастушеские мотивы, где персонажи не обременены тяготами жизни, а предаются радостям любви на фоне красивых ландшафтов в окружении овечек. Впервые черты этого стиля проявились в творчестве Антуана Ватто, у которого главной темой были галантные празднества. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных весьма правдоподобно. Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. Другой, характерной чертой того времени была эротика. Создано много картин, изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Крупнейший представитель рококо во Франции — Франсуа Буше, работавший в жанре портрета и пейзажа.


Возникновение рококо традиционно относят к началу 18 века.
Но во все времена существовало противостояние философии аскетизма, культа "умерщвления" тела,  и гедонизма, с его призывом наслаждаться здесь и сейчас - в этой бренной земной жизни. Наслаждения болезненно рыхлого, "умирающего" тела противопоставляются морали аскетов, призывающей отказаться от всех земных радостей и от рождения неустанно  готовиться к переходу к жизни вечной, загробной.
Очевидно, на чьей стороне симпатии Рубенса и приобретателей его живописи. Сам мазок художника - ещё не импрессионизм, но уже слегка размытый, - должен подчеркнуть всю эту сиюминутность и неоределенность происходящего  - неопределённость исчезающего жеста, колышущихся тканей, движения воздуха ...

Можно представить себе, как сытый бюргер, отсидевший скучную мессу, на которой священник долго и нудно убеждал прихожан отказаться от земных благ, говорил что-то про грехи гордыни, чревоугодия и прелюбодеяния, - этот сытый бюргер по дороге заворачивал в лавку художника и потом довольный водружал на стену своей комнаты пухлого языческого Купидона - наверно, даже с некоторым злорадством.



Живопись рококо - это живопись протеста.

В этой связи невозможно не вспомнить внезапно открывшегося с новой стороны Вермеера. "Открывшегося" - во всей полноте этого слова, потому что наконец то, после реставрации, публике явился авторский замысел картины "Девушка, читающая письмо у открытого окна", превзошедший все самые смелые предположения толкователей сюжета. Реставратором удалось восстановить закрашенную в 18 веке картину в картине, и на расчищенном фрагменте появился не просто Купидон, - а Купидон, попирающий ногой театральные маски. В одной композиции Вермеер мастерски соединяет два живописных стиля, иллюстрируя этим борьбу чувств девушки, читающей любовное послание.


Девушка, читающая письмо у открытого окна. Ян Вермеер. 1657

К слову, Вермеер любил свой реквизит и картина с Купидоном встречается у него не единожды, но в другом варианте маски отсутствуют.




Tags: живопись, искусство
Subscribe

  • Овечка с четырьмя ушками.

    Изображение агнца с Гентского алтаря. " Реставрация картины обнаружила под слоем краски кошмарную человекоовцу" (с) Куб Медиа22 января…

  • Кинцуги - философия "золотой заплатки".

    Кинцуги (яп. 金継ぎ — золотая заплатка), или кинцукурой (яп. 金繕い — золотой ремонт), — японское искусство реставрации керамических…

  • О японской поэзии и хурме.

    日あたりや熟柿の如き心地あり хи атари-я/ дзюкуси-но готоки/ кокоти ари. Сосэки На ярком солнце! Такое чувство, будто я — Спелая хурма. (c)haikudaily…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments